Колеса поезда

Без железнодорожных поездов невозможно себе представить железную дорогу. Одним из важнейших элементов в конструкции любого железнодорожного транспорта (локомотивов, поездов, вагонов) являются колеса. Именно они принимают на себя всю нагрузку при транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

Основные факты о колесах:

  • Все железнодорожные колеса изготавливают из специальных низколегированных углеродистых сталей. Их так и называют — колесные стали.
  • Колесные пары бывают двух видов: вагонные и локомотивные. Главное их отличие в том, что у локомотивной колесной пары есть зубчатое колесо, которое передает колесам вращательное движение от двигателя.
  • Вагонные колеса несут весь вес вагона. Особенность вагонных колес в том, что в случае их поломки даже одного из них, у вагона нет никакого резерва, который мог бы хотя бы временно взять на себя несущую функцию сломавшегося колеса. Поэтому от железнодорожных колес требуют почти абсолютной надежности в отношении их общей конструкционной прочности.
  • Никогда не ломаться — вот главное требование к железнодорожному колесу. Поэтому для него прочность являются самой важной характеристикой. Однако на срок службы железнодорожного колеса влияют и другие его характеристики как износостойкость, устойчивость к образованию термических трещин и даже уровень шума, который они издают при движении.

Для того, чтобы повысить качество и срок службы колес есть два основных пути — улучшение качеств колесной стали, за счет повышения ее качества и эффективности термической обработки колесной стали или совершенствование конструкции колеса.

Железнодорожные колеса: цельные и бандажные

В вагонах и поездах применяют два основных типа железнодорожных колес: цельные и бандажные.

1. Цельное колесо представляет собой цельную деталь, которую изготавливают из одного «бруска» стали — специальной стальной колесной заготовки. Бандажное колесо состоит из двух деталей — колесного центра и надеваемого на него бандажа. Большинство цельных колес являются цельнокатаными, однако применяются и цельные литые колеса. Бандажи изготавливают методами горячей обработки давлением с применением ковки, штамповки и прокатки, а также упрочняющей термической обработки.

2. Цельное железнодорожное колесо имеет три основных конструкционных элемента:

  • Ступицы — обеспечивают прочное соединение колеса с осью.
  • Обод колеса, который непосредственно контактирует с рельсом, и диск соединяющий ступицу и обод между собой.
  • Наружная поверхность обода, которая непосредственно контактирует со стальным рельсом, называется поверхностью катания, а выступающая ее часть – гребнем или ребордой.

В Украине в основном применяют только цельнокатаные колеса: колесо изготавливают из одной стальной заготовки на специальном большом колесопрокатном станке.

Требования к железнодорожным колесам

К железнодорожнім колесам предъявляется множество требований, относительно их качества, прочности и не только. От соблюдения этих требований зависит само качество произведенных колес и их дальнейший срок эксплуатации. Среди множества требований к железнодорожным колесам можно выделить:

  1. масса железнодорожного колеса,
  2. усталостная прочность диска колеса,
  3. контактная прочность поверхности катания,
  4. остаточные напряжения в ободе,
  5. стойкость к термическим трещинам и вязкость разрушения,
  6. износостойкость обода,
  7. устойчивость качения колеса по рельсу,
  8. шум от движущегося колеса,
  9. вибрация колеса,
  10. прочность соединения колеса с осью.

Надеемся, что наша статья помогла вам разобраться с вопросом “какие колеса у поезда”.

5 stars - based on 250 reviews