Колесная система поезда

Наверняка, всякий, кто хоть раз путешествовал в поезде, слышал, как стучат его колеса во время переездов. И уж точно каждый путешественник хоть раз задавался вопросом, почему это происходит. От старых анекдотов про квадратные колеса до предположений в стуке амортизаторов колес – теорий существует масса.

И все они периодически становятся предметом жарких обсуждений во время поездки.

На самом деле колеса поезда стучат из-за швов между рельсами. Подогнанные друг к другу с небольшими интервалами, они создают кратковременное «проседание» колеса, и его неотвратимую встречу с торцом следующей рельсы.

Такая конструкция связана с некоторыми техническими аспектами:

  1. Оптимизацией литья. Стандартные рельсы изготовлены длинномерными кусками. Их массовое заводское производство накладывает определенные ограничения на размерность одной паллеты.
  2. Транспортировка. Даже если удалось бы наладить процесс производства длинномерных отрезков пути, доставлять их на место стало бы куда сложнее и затратнее.
  3. Гибкость. При помощи небольших кусочков можно скорректировать небольшие углы отклонений пути.

Ввиду этого рельсы представляют собой не монолитную, а сборную конструкцию, стыки которой и вызывают стук колес.

Разный стук колес поездов в разных странах

Путешествуя на поезде, можно подумать, что его колеса одинаково стучат во всех странах мира. Однако это не так. И дело вовсе не в профиле иностранных путей, а в климате внутри страны. Ведь ширина зазоров между рельсами обусловлена склонностью металла к температурному расширению. Так, во время перепадов температур рельс может «гулять». И при плотной подгонке это вызвало бы его деформацию, которая несомненно привела бы к схождению поезда с пути.

Поэтому в регионах, где климат стабилен и перепады практически отсутствуют, поезда двигаются по рельсам практически бесшумно. А в странах СНГ, где присутствуют сильные разности температур, зазор между рельсами достаточно большой. На стук колес также влияет изношенность пути, скалистость региона и устойчивость подушки под путями.

Колеса поездов, двигающихся по современным монорельсам, или техники на магнитной подушке практически не издают характерного стука – их ход плавный и бесшумный. Ведь достигнуть существенного разгона и внедрить легкосплавные составы для производства новых колес невозможно на старых рельсах со стыками.

Рекомендуем почитать

5 stars - based on 250 reviews